.

А.Сафронов Тантра классическая и современная

 

      Существует ошибочное представление о том, что существует некоторое единое учение - тантра. В действительности, существует довольно много разных направлений как религиозных, так и эзотерических, которые используют слово тантра в своем названии. Можно говорить о шиваитской тантре, о шактистской тантре, существует даже кришнаитская тантра, часто тантрой называют Ваджраяну - тибетскую разновидность буддизма и т.д. Кроме того, в индуистской тантре существуют направления дакшина тантра, тантра левой руки, тантра правой руки, по сути говоря это не единое учение, а довольно большой пласт учений, которые довольно сильно отличаются друг от друга, как школы йоги отличаются достаточно сильно друг от друга... Зачастую сравнить варианты, например, тантры правой руки индуистские, которые очень похожие на обычный ведизм и какие-то буддисткие направления, например, ваджраяну, и можно не заметить ничего общего, тем более. Тем более, если сравнить что считается тантрой во всех этих системах, с тем, что под тантрой понимают сейчас. По сути говоря, то что понимают под тантрой сейчас это всевозможные техники, связанные с использованием, управлением, канализацией, стимуляцией и т.д. сексуальной энергии. В этом смысле то, что современные духовные искатели называют тантрой заимствует много разных элементов в том числе и из классических направлений тантризма. Но если рассмотреть тантру как именно технику работы с сексуальной энергией, то следует понимать, что такие техники не являются прерогативой только Индии или системы тантризма. Есть системы тантризма, которые вообще не занимаются подобными практиками. По сути говоря, любая достаточно древняя культура, так или иначе, вырабатывала свои способы работы с сексуальной энергией. Сексуальная энергия - это все-таки одна из самых сильных энергий человека и не использовать ее в какой-то духовной практике или хотя бы просто не окультуривать тем или иным способом было бы просто нелепо. Поэтому можно перечислять и всевозможные китайские техники работы с сексуальной энергией, большинству современных людей известные по книжкам Мантека Чиа, Дао любви и т.д. Существовали соответствующие системы и у славян и у многих других народов. Вообщем-то эти системы как-то пересекаются между собой. Опять же, почему? У человека две руки, две ноги и сексуальная функция где-то похожая. С другой стороны, не нужно думать, что подобные практики, в том числе даже практики классической тантры, ограничиваются только сексуальной энергией. По сути говоря, если брать именно индийские направления тантризма, может быть наиболее близкие к тому, что сейчас понимают под тантрой, то это способы развития человека через переживание пиковых состояний. Когда человек находится в своем среднем, привычном домашнем состоянии он обычно не очень развивается, но если поставить его в ситуацию близкую к кризису, на пике желания,  страха, или же на пике возбуждения, или даже непонимания, то любое такое пиковое состояние может быть мощным источником для развития чего-либо. Если посмотреть классические тантрические техники, то они были направленны именно на это. Они помагали раскачивать эмоциональную сферу человека, трансформировали ее через пребывания в пиковом состоянии. Одним из источников таких пиковых состоянияй являлся и является секс. Но в той же тантре есть хорошее высказывание, относительно того, что окультуривать сексуальную энергию примерно тоже самое, что кататься на тигре. Развлечение интересное, но небезопасное. Однако, кроме сексуальных и другие  тантрические техники  являлись довольно  небезопасным. Тантрики любили сочетать разные эмоциональные направления. Например, медитация на кладбище или сексуальная практика у погребального костра. Когда желание и страх перемешиваются между собой и способность удерживать при этом ровное эмоциональное состояние вероятно действительно достаточно интересная духовная практика.

      Я думаю, что для большинства современных людей, которые приезжают на то, что называется сейчас семинарами по тантре, это, по сути, некоторый способ раскрепоститься. Западная культура накопила за 2000-летнюю историю, после того как мы покинули античный период, огромное количество всевозможных табу, и сексуальных , и эмоциональных. Иногда эти табу чем-то оправданы, иногда нет, зачастую это просто некоторые заморочки, которые мешают людям жить. То, что сейчас называют тантрой это, по сути говоря, курсы раскрепощения. Если человек будет более ярок в своих эмоциях, более свободен в своих проявлениях, то это само по себе тоже хорошо. Но нужно понимать, что это только первый этап реальной духовной практики, даже раскрепостившись человек еще не становится просветленным. Задача намного сложнее, и заключается в том, чтобы потом окультурить эту энергию, использовать ее в конструктивных целях.

      Как и любая серьезная техника, подчеркиваю серьезная техника, может принести как пользу, так и вред. Чем серьезнее техника, тем она может быть более полезной, и тем она может быть более вредна. В отличии от несерьезных техник, которые могут быть просто вариантом поглаживания, в символическом смысле этого слова, не приносит не пользы не вреда, просто легкое приятное времяпровождение. Духовная практика это серьезная вещь, она требует огромной дисциплины от практикующих и от учителей,  тренеров и т.д.

 

©Украинская федерация йоги – 2006г.
©Сафронов А.Г. – 2006г.

Создание сайта MGP.

 Официальный сайт Украинской федерации йоги  

 ДХАММАПАДА.
Предисловие 
Сафронов А.Г.


Вышла в свет новая книги Андрея Сафронова "Психопрактики в мистических традициях: от архаики до современности"


Йога - Книга А.Г.Сафронова - "Йога: физиология, психология, биоэнергетика"

 

Йога - Книга А.С.Сафронова "Религиозные психопрактики в истории культуры"

  


Веб-конференция Андрея Сафронова на "Киянах"

 

Войти в почту ___@ezo.ua
Войти в почту ___@yogi.ua
Зарегистрироваться