«Йога едина в духе»

 интервью с Б. М. Сингхом организатора МКП «Йога Объединяет!» Бориса Пахоля

 

 

Что может быть лучше для человека, познающего что-либо, чем непосредственное соприкосновение с объектом своего интереса. Изучение же эзотерического наследия мира без непосредственного погружения в каждую из традиций сопряжено с рядом трудностей, первая из которых языковой барьер. И речь вовсе не о переводе с английского или санскрита на русский: дело в том, что практически каждая, сколько-нибудь серьезная школа в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает свой уникальный язык, понятный только посвященному. В такой ситуации только личная практика под руководством компетентного представителя школы или близкое общение с иерархами соответствующей традиции может восполнить недостающие звенья в понимании, при условии наличия личного мистического опыта и сопоставимой практики.

В этом смысле близкое знакомство с Бал Мукунд Сингхом, первым гостем проекта «Йога Объединяет!», являющимся ныне непосредственным представителем Школы Дхирендры Брахмачари, а также, дружеское и откровенное общение с ним в течение многих дней за «чашкой чая» стало тем самым «ключиком» к пониманию традиции, которого так не хватало при ознакомлении со статьями и книгами, видео записями и осмыслении посещенных мастер-классов.

Бал Мукунд Сингх человек удивительный. Открытый и простой в общении, неутомимый собеседник, готовый рассказать все, что знает и умеет, в самом доступном для понимания виде. Обилие цитат из первоисточников и подчеркнутое соответствие им, частые апелляции к мифологическому материалу, опора на свой личный опыт, а также невероятная гибкость, создает непередаваемый колорит и ощущение сопричастности с «той самой» древней йогой, миф о которой живет в европейском сознании уже несколько столетий.

Многое из бесед, конечно же, останется за пределами данной статьи. И это понятно: в личных беседах человек раскрывает самые потаенные части своей души, и не все можно и нужно выносить на общественное  обозрение. Тем более что некоторые йоговские практики уж очень специфичны, и придание их огласке может вызвать некоторое смущение, недоумение и даже негативные реакции у людей пуританских взглядов. Есть и такие стороны, которые специально скрываются от непосвященных и начинающих, а информация личного характера может даже навредить ныне живущим.

Поэтому, по возможности соблюдая принцип «ахимсы», попробуем погрузиться в общение с замечательным человеком, и пусть данная статья хоть и не заменит непосредственного живого разговора с мастером, однако станет еще одной нитью, связывающей всех практикующих в мире.

 

 

- Где Вы родились? Кто Ваши родители?
- Я родился в Газипуре, Уттар-Прадеш, в Индии. Отец работал чиновником на фармацевтическом заводе в Газипуре.
- Каково происхождение фамилии Сингх?
- Наша семья принадлежит к касте Кшатриев в Раджастане. Раньше кшатрии имели много-много различных титулов, сейчас все Кшатрии в Раджастане имеют фамилию Сингх.
- А почему вы не носите тюрбан?
- Потому что люди в тюрбанах - это пенджаби. Мы-не пенджаби. Мы не носим тюрбан.
- Вы сикх?
- Нет, я не сикх. Я Сингх. В штате Пенджаби у людей своя религия. В Пенджаби своя религия, сикхизм.
- Но у них есть фамилии Сингх...
- Да, они взяли наш титул. Люди из Пенджаби взяли разные вещи с четырех каст. Фамилии взяли у нас.
- У Вас много друзей? И кого Вы считаете другом?
- У меня мало друзей.
- Но настоящие?
- Да, настоящие друзья
- Из детства?
- Нет, не из детства. Я жил долго в Газипуре и уехал из Газипура, когда мне было 27. Потом переехал сюда и в период обучения были некоторые приятели. Сейчас я работаю в институте йоги и у меня 2-3 настоящих друга.
- Вы дружите со своими студентами?
- Да. Мне нравится быть их наставником.
- К какой религиозной традиции Вы принадлежите?
- Индуизм.
- У Вас есть какие-либо предпочтения: Шива, Вишну...?
- Да, я верю в Бога Шиву. Каждый индуист верит в Бога Шиву, Вишну, Ханумана, Парватти, Лакшми, их семью...
- Но, я думаю, у Вас должны быть некоторые предпочтения...
- Да, Бог Шива. Я занимаюсь йогой. Лорд Шива покровительствует йоге, поэтому я верю в Бога Шиву.
- Что Вы думаете по поводу направления Адвайта-Веданта? 
- Я верю в Шанкара. Шанкар означает «я верю в тебя», в твое благословение. Я не верю в Будду или Мару.
- Но в Ришекеше есть школа Шивананда йоги и веданты (Лесная Академия).
- Да, веданта означает реальные вещи, предсказывание вед. Я верю в это тоже, потому что это правда, потому что это очень хорошие рекомендации для индуистов.
- Но религиозное направления Адвайта-Веданта, основанное Шанкарой в 7 веке, сейчас активно распространяется и имеет свой центр в Ришекеше, и на данный момент считается, что Шивананда школа в Лесной Академии имеет отношение именно к этому религиозному направлению.
- Хорошо. Мне нравится, лайк, лайк. ( :) ) Много-много академий используют это.
- А читали ли Вы книги Шивананды?
- Я не читал книг, но я видел институт. И в Дели, и в Ришекеше. Сейчас они не на очень сильных позициях, но уже лучше.
- Расскажите нам о Вашей семье, о внуках, жене, сыновьях. Они занимаются йогой?
- Да. Старший сын дипломированный специалист, и он работает на частном фармацевтическом заводе, а младший работает в Газипуре. Но оба знают про йогу. Жена тоже занимается.
- А как Вы познакомились с женой?
- Это было устроено моим отцом в Бихаре. Ее отец пришел к моему и сказал, что "хочу женить на Вашем сыне" и он сказал "ОК, без проблем"
- Вы видели ее до замужества?
- Нет, никогда. Все устраивают родители.
- Как Вы думаете, у Вас есть студенты, возможно это будет Ваш внук, которым Вы передадите традицию Дхирендры Брахмачарьи? Как Вы думаете, кто следующий после Вас?
- Мой внук, мои сыновья - я стараюсь передать им свои уроки, много студентов, девушки и парни.
- Вы бы хотели иметь собственный ашрам?
- Да, я бы хотел. Я стараюсь из всех сил открыть свой ашрам. Мое желание - открыть школу традиционной йоги Свами Брахмачарьи.
- Вы будете основывать что-либо новое или это будет похоже на ваш институт?
- Сначала мне нужно будет получить регистрацию, это очень необходимо. 
- Но будут ли изменения в системе образования?
- Нет-нет-нет. Это будет традиционная йога.
- Как Вы думаете, йога развивается?
- Нет, мы можем получить прекрасные вещи только в традиции. Если Вы выходите за рамки традиции - это очень не стабильно.
- Но, может быть, если Вы напишете свою собственную книгу через 200 лет это тоже станет историей?
- Да, но есть базовые вещи в йоге, я никогда не открою базовые вещи в йоге. Я могу подать свои идеи, как облегчить практику. Я могу давать советы, у меня большой опыт, за 30 лет практики. Я могу делать очень красивые позы очень легко.
- Как Вы думаете, если Вы добавите свой опыт, изменит ли это традицию?
- Нет. Я могу рассказать как облегчить практику. Допустим, возьмем Маюрасану. У многих людей она не получается. Но у меня есть идея: взять, например, стол и положить на него руки. Тогда поза легче.
-Но Вы можете создать свою собственную асану. И ее будут называть именем Бал Мукунда Сингха.
- Нет, нет, нет. 
- Пранаяма Бал Мукунда :) Есть Васиштхасана. Почему нет?
- Потому что я не делаю из этого бизнес. Я занимаюсь традиционной йогой. Я верю в традицию.
- Как Вы думаете, начиная с Махариши Картикеи, изменилась ли традиция? Или Вы думаете, что то, что Вы практикуете это один в один то, что Картикия передал Брахмачарье?
- Да, та же сукшма-вьямма.
- 100%?
- Да. Но чтобы сделать лучше всем людям, я могу немного добавить некоторые вещи. Но я не разрушаю систему практики.
- Если мы посмотрим на фото Картикеи и Брахмачари, они не могли выполнять асаны такого же уровня сложности как и Вы...
- Да, но в книге разных 4-5 человек выполняют асаны. Я могу выполнить сам. И могу добавить некоторые идеи. Например, Чакрасану.
- Возможно, Махариша Картикия не практиковал такие сложные асаны?
- Да, он больше практиковал сукшма-вьяяму, но без книги. Потому что Свами Брахмачарья научился у него и написал книгу.
- Что означает для Вас традиционность? Это множество асан? Либо асаны, пранаямы и что-то еще?
- Традиционный означает пришедший от предков. То, что делал мой предок, - я верю в это. Да, я сейчас намного мобильней, чем мой отец, например. Но я так же не забываю об истоках.
- Мир меняется, телефоны, емейлы, компьютеры....
- Да, емейлы это хорошо, но не забывайте о письмах на оригинальной бумаге.
- Вы религиозны?
- Да, я говорил Вам.
- Как это влияет на Вашу жизнь? Вы поете молитвы каждый день? молитесь?
- Да, да до еды, перед асанами и после, делаю пуджу.
- Интересно, что йога не религиозна, но молитвы есть.
- Мантра-йога - не религиозна. Ей может заниматься кто угодно.
- А Хатха-йога?
- Хатха-йога это другое. Она для тела, а мантра-йога - для сознания.
- Вы говорите, что йога - не религиозна, но все же до практики, после практики Вы молитесь.
- Каждый может молиться. Мусульмане могут молиться, христиане тоже.
- Если в практике есть некоторые религиозные элементы, то мы не можем сказать, что вся система не религиозна. Потому что она включает в себя элементы религиозности.
- Одну минуточку. Мы не говорим о религии, что вы стали индуистами. Если ты мусульманин - не пой молитвы, ты Сикх - не пой молитвы, потому что это религиозные вещи. Я преподаю многим йогу, кто-то мусумальманин, я говорю, что  они не должны петь молитвы. Когда мы поем мантры, они могут закрыть глаза и молиться своему Богу. Никакого давления! Я оглашаю это аудитории.
- Вы думаете, что это важно молиться своему Богу до и после практики?
- Да.
- Когда мы говорим о Боге, могли бы Вы описать, как Вы представляете Бога? Потому что мы видели очень много разных версий изображений Шивы.
- Мы видим изображения, статуи Лорда Шивы везде.
- Лично Вы, как бы Вы могли его описать?
- Просто как на картинке. Он сидит в асане...
- Но где он живет?
- Везде. Потому что он - не здание.
- Бог - это человек?
- Я не видел Бога
- Что такое Бог?
- Бог - это каждый элемент, Бог - везде. Допустим, я верю в тебя, Бог - это ты.
- Я не похож на Шиву :)
- Для людей, которые не верят в Шиву, находится кто-то, в кого он верит, как в Бога. Я верю в Лорда Шиву, каждый индуист ходит в храм, там его статуи. Вы можете увидеть везде. Без проблем. Не смотрите на место, смотрите его изображение. Это Дхияна.
- Зачем нужна религия в рамках развития человечества? Зачем человечеству религия?
- Потому, что каждый человек живет в обществе. И если есть некое общество, некая группа…что такое группа? что такое общество? Каждое сознание верит в святое. Как мусульмане, все верят в Мухамеда. В индуизме все верят в Лорда Шиву, Ханумана, Парвати, его семью. Это объединяет всех вместе. Объединение - хорошая сила. И все религиозные люди легко могут найти общий язык.
- А если у людей разные религиозные взгляды?
- Это другое. Религиозное сознание и нерелигиозное сознание. Религиозное сознание всегда думает об объединении, везде.  Если ты не религиозный –  это нормально.  Мы не как мусульмане, если ты не религиозный – они преследуют людей. Джихад означает преследовать людей и других неверных.
- Джихад это хорошо?                    
-Нет! Чтобы объединить людей, они делают такие вещи!
- С одной стороны религия объединяет, а с другой разъединят
- Правда, правда.
- Как Вы думаете, что случится если какой-нибудь индуист изменит свою религию?
- Без проблем. В индуизме религию можно поменять. Но не в исламе. Потому что в исламе они делают обрезание. Раз обрезал, все, уже мусульманин. А  в индуизме это возможно. Индуизм - очень мягкая религия, мы принимаем всех.
- Но я знаю индуистские храмы, куда не пускают не Хинду. Я хотел зайти, мне сказали "нет". Некоторые храмы в Насике, в Дели или, например, Золотой храм в Варанаси и др.
- Вы знаете, некоторые храмы находятся в частном владении. В других местах самые лучшие храмы открыты для всех. Ну…выходит, что не везде открыты... что я могу сделать?
- Какую книгу Вы читали месяц назад?
- «Рама-чарита-манаса», написанная индийским поэтом Тулси Дасом.
- Это хорошая книга?
- Прекрасная.
- О чем она?
- О сознании, о духе, про духовный уровень и Ханумана.
- Эта книга написана на хинди?
- Да.
- Что Вы думаете о книгах Ауробиндо?
- Хорошие, хорошие, хорошие! … И мне нравятся книги по йоге. Я беру идею каждой книги.
- Какие книги по йоге вы читали в последние годы?
- Гхеранда Самхита. 
- Какую книгу вы рекомендуете своим студентам?
- Бхагават Гиту, потому что это учения Лорда Кришны.
- Какие-нибудь еще?
- Древние тексты, их много.
- А современные авторы?
- Современные? Современные делают бизнес на книгах.
- Какое у Вас отношение к европейской психологической литературе?
- Я ее не читаю.
- У Вас такой опыт практики, как Вы думаете, наше тело связано с нашими эмоциями?
- Не все части тела. Сердце, возможно. На самом деле, эмоции разрушают мышцы. Эмоции мешают делать практику.
- Какая принята в школе Дхирендры Брахмачари модель внутреннего устройства человека? Возможно, коши…
- Человек состоит из кош: анумайя- коша, маномайя- коша и т.д. Я знаю про коши, но Брахмачари учил меня только чакрам, а коши он не использовал в практике.
- А как вы называете ощущения вокруг тела, возникающие в процессе занятий хатха-йогой?
- это Тело Йогина. Его еще называют Сукшма Тело. Если вы это ощущаете это очень хороший показатель. Оно только у сильных практиков. 
- Как Вы представляете  себе чакры?
- Дайте мне ручку. Смотрите, это позвоночник. Каждая чакра в позвоночнике. Это копчик. У каждого чакры: вот 1..2…3…4…(рисует). Они не просто линии, они как сосуды. Когда вы практикуете и воздействуете на Муладхару-чакру, она открывается вот так. (рисует)
- То есть изначально чакра закрыта?
- Да, после этого раскрывается. Когда вы практикуете – пранаямы, мудры, хатха йогу, тантру, бхакти-йогу, мантра-йогу…- от любого эффекта йоги, она как будто расцветает. И это место Муладхара. Символ Муладхары - Земля. У Земли есть фитоценоз, воздух, запах…
- Как Вы думаете, эти символы – они разные, что они означают? Почему у чакр символы (хранители, покровители)? Почему 4 символа?
- Потому что так заведено в йоге.
- Почему 4? Почему не 5?
-  Эти вопросы нужно спрашивать не у меня…Потому что «Почему 2 глаза? почему 2 уха?»
- Хорошо. Почему мы развиваемся? Какая из чакр открывается?
- Ее цвет - красный. Кундалини здесь. Здесь открывается жизненная сила. Бог этой чакры – Ганеша.
- Это змея, или это воображаемая змея, энергия…?
- Энергия. Воображаемая змея. Кундалини означает круг и шакти. Муладхара, Атма шакти. Кундалини (Кундалини открывает сердце). Кундалини шакти. Пока (практикующий) сидит, кундалини, прямо как змея ловит ртом свой хвост. Если человек привлекает сознание, кундалини просыпается... Мантра - для кундалини - биджа-мантра. И дакини. Если чакра просыпается, вся сила этой чакры наполняет йогина. Это очень мощная чакра.
- Каждый лепесточек - это дакини?
- Да
- Кто такая дакини?
- Шакти. Потому что Ганеша здесь, и с ним его шакти и его тотемы. Итак, это и есть Муладхара чакра. Вы представляете лотос, закрываете глаза, концентрируете внимание внизу позвоночника, в районе копчика и медленно-медленно пытайтесь поднять энергию, открываете один лепесток, второй, третий, четвертый. Старайтесь видеть, как очень красивый красный цвет поднимается, и думать о Шиве. Каждый может это сделать. Главное концентрируйтесь. 
- Когда я это представляю, мне становится очень жарко. У меня сейчас жар в спине, это то ощущение?
- Да, да. Это заложено очень глубоко на уровне сознания. Если у нас чистое сознание -  это наступает очень легко. Если у тебя плохая чувствительность - верь, тогда тоже происходит очень хорошо. Ты посвящаешь свою жизнь большему. Концентрация, не эмоциональность, чистый разум очень важны. Только, когда ты ложишься с женой, закрываешь глаза и вдруг другая девушка приходит в голову.
Много вещей здесь (в сознании). Ты веришь своей семье, своим друзьям, доверяешь своему телу, сильному телу. Так, другие чувства не смогут помешать. Но если у тебя слабый разум, то удерживая свой разум на жене, другие девушки немедленно придут к тебе в мысли и разрушат твою концентрацию. Если ты слабый, не концентрируешься, не веришь в Бога, тогда ты будешь разрушен. Итак, все заключено в сознании. Ты закрываешь глаза, концентрируешься на лотосе, открываешь его и ты все чувствуешь. 
- Ок, если я чувствую сильный жар в теле, это возможно кундалини, что мне нужно делать дальше? Как распознать, что это кундалини?
- Не спрашивайте. Это очень сложная вещь и не для интервью. Как распознать вкус воды? Если вы пьете, вы чувствуете. На уровне сознания. Вот есть стакан воды. Я не знаю, какая она. Я прошу "Елена, выпейте этой воды и скажи свое мнение какая вода". Ты берешь стакан, пьешь, и в то время как ты пьешь рецепторы распознают воду, отправляют сообщение твоему сознанию и тогда ты говоришь: "Гуруджи, это чай, а не вода". Ты сама почувствуешь. Поэтому не спрашивай "Гурджи, как Вы чувствуете?"
- Возможно, каждый будет чувствовать по-своему?
- Да. Что ты сейчас чувствуешь внутри, ты мне скажи. Ты ведь сам знаешь. У меня нет кундалиниметра, поднялось кундалини или нет. Ты чувствуешь, потому что твое поведение меняется, ты меняешься, ты получаешь некоторые вещи, контролируешь свои эмоции, свое поведение - это хороший путь.
Недавно я подумал: «О Боже, я еду в Киев. Но у меня нет номера Елены, Бориса». И сразу после этого через 5 минут  Елена звонит: «Гурджи, все нормально. Мы с Борисом в аэропорту встретим. Все будет хорошо». Хорошая телепатия, чувствительность. Это значит у меня чистое сознание. Чистое сознание ведет к более тонкой чувствительности. Если происходят такие вещи – это хорошо, хороший путь. И когда вы думаете о том, чтобы случились какие-то вещи, пожалуйста, будьте аккуратны.
- Например, я начинаю какие-то вещи, не получается, обстоятельства мешают. Это означает, что моя практика – не хорошая.  Нужно поменять поведение, поменять отношение. Прямо как Будда. Поэтому не спрашивайте ни у кого ничего.
- Вам стоит заботиться о себе. И некоторые люди из общества будут говорить «Елена – очень хорошая девушка». Вы не должны заставлять других говорить, что Вы очень хороши. Вы делаете хорошо свое дело. И люди это будут ценить. Люди будут передавать это друг другу. Вы никому не говорите, Вы просто делаете свое дело. И люди скажут «Борис устроил прекрасный семинар в Украине» и много-много людей придут на семинар, кому-то 25, кому-то 35. Это означает, что ты – сильный.
- Гуруджи, скажите, какие практики у Вас есть для каждой чакры, кроме хатха йоги?
-  Многие вещи помогают. Как я Вам говорил про Ганешу. Ахимса. Я верю в не вредительство. (читает мантру Буддхам Шарам Гачами). Что такое не вредительство? Манаса Баджа Карма (сознание, тело, поведение). Это означает не раздражай ничье сознание. Потому что сознание очень разумно, оно проливает свет на проблему. Не говори ни о ком плохого и не делай плохую Карму. Итак, сознание, тело и карама. 3 вещи. Не только сознание. То есть на чакру влияют эти вещи. Не только занятия.
- Иногда кто-то много работает, делает все по правилам, но у него нет денег. А кому-то легко даются деньги. Почему? У него хорошая карма. Карма – хорошая. И для поднятия кундалини много вещей способствуют. 
- Так же и с моим приездом в Киев: во многом Вы мне помогли. Понимаете? Мы вдвоем с Еленой пошли в посольство. Посол посмотрел документы и сказал: «Нет… Кто такой Борис?», а я говорю: «Он мой друг. Мы встретились на йога-фестивале. Я пригласил его в Индию и помогал ему. И он также пригласил меня».  Посол: «У вас есть фотография Бориса?», а я ему: «Нет, извините, он живет в Украине. Я живу в Индии». Посол: «Может есть фото внутреннего паспорта Бориса?». Однако я получил визу, так как вы мне помогли. Чакра не расцветет только от медитаций. Нет, это не возможно. Потому что в это время Вы концентрируетесь на сознании, не на теле. В этот момент Вы занимаетесь не Хатха-йогой, а Раджа-йогой.
- Управление на уровне сознания и на уровне тела. Для поднятия кундалини, для открытия чакры нужно не только чувствовать жар. Жар еще не все. 
- Какие чакральные практики Вы делаете?
- Много-много разных.  Шаткарама… Помогает открыть Нади…Очистительные техники помогают стать телу очень чистым, открываются Нади и прана подымается.  Прана - это кундалини. Прана, атма. У кундалини много других названий. Кундалини, Кута-ланги, Бхуджанга, Шакти, Ишвари, Агни... И если открывается Анахата-чакра, вся жизнь наливается светом. Закрываете глаза - а там везде вода. Иногда кундалини идет и останавливается в Анахата-чакре. Когда открывается Анахата-чакра, Вы слышите разные виды звуков: чин-чин,чу-чу..мантры, много вещей. Сознание сосредоточено на звуках и не подымается выше, а опускается вниз опять.
- Скажите, в вашей традиции есть специальные практики для конкретных чакр? 
- Да.
- Концентрация! Дхарана. Если Вы не хотите открывать Муладхара-чакру, а хотите открыть Манипура-чакру, то концентрируйте внимание только там. 
- Только концентрация?
- Да. Расскажу Вам прекрасную историю. В Индии, в прекрасном королевстве жил Брахман. У Брахмана было 2 дочери и сын. К сожалению, когда им исполнилось 6 лет, 5 лет и 3 года их отец умер. В деревне только 3 члена семьи остались живы: две девочки и мальчик. После этого они медленно-медленно вырастали в бедности. Когда девушкам исполнилось 16 лет, они стали взрослыми. Люди в деревне сказали брату: "Почему ты еще не женил своих сестер?". И мальчик отвечал: "Потому что когда мы были маленькие, наш отец оставил нас в бедности". А в Индии должны быть деньги, чтобы выдать замуж. Каждый спрашивал "Почему не женишь?" И юноша был в большом напряжении. Он решил уйти ночью из дома. Он шел всю ночь и подошел к джунглям. Там он встретил очень старого человека 80-ти лет. Старый человек спросил: "Почему ты идешь в джунгли? Там животные, которые убьют тебя", "Так и должно быть. Я не могу выдать замуж своих сестер, у меня нет денег, у меня нет поддержки в обществе. Я умру", "Нет. Не умирай! Не разрушай свою жизнь. Бог дал тебе очень красивое тело. Хорошее сознание. Потому что ты думаешь о своей семье. Пошли со мной в деревню к Гуру." Они пришли: "Гуру, дай урок этому молодому человеку. Потому что у него прекрасная жизнь, которую он хочет разрушить". "Ок, ты очень смелый, потому что хочешь умереть. Иди в сад и медитируй месяц.". Молодой человек медитировал на природу, на проходящих мимо людей, но когда садилось солнце он всегда вспоминал своих сестер. Он пришел к Гуру через месяц и сказал, что не может забыть своих сестер. Гуру сказал ему еще медитировать. Молодой человек медитировал 9 месяцев и  забыл обо всем. Пришел к Гуру и Гуру сказал ему сесть в Падмасану и концентрироваться на сознании. Потом Гуру сказал ему: "Все, ты готов. Иди в общество". Молодой человек пошел и стал исцелять людей. Слепой становился зрячим, глухой - слышащим, а тот кто не мог ходить, начинал бегать. Новость о том, что йогин-целититель идет в деревню, дошла до его сестер. Собралось очень много людей, чтобы посмотреть на йогина. После окончания семинара младшая сестра подошла к йогину и спросила: "Йогин, скажи что нам делать? Родители умерли, брат ушел...Скажи, где наш брат". " Смотри", - сказал йогин. Теперь у него было много-много денег.

- Спасибо Гуруджи, мы немного прервем нашу беседу…

- Ок. Спасибо и Вам  за интересные вопросы…

 

Наверное, можно было бы продолжать и продолжать: все десять дней, пока Бал Мукунд Сингх гостил в Киеве, беседы плавно перетекали в занятия хатхой, а те, в свою очередь, опять в беседы. И казалось, можно говорить вечно, обсуждая различные детали практики, согласовывая дискурс и мистический опыт. Однако все заканчивается...

В завершении хочется добавить несколько слов для тех практикующих, кого особо интересуют вопросы энергетической и медитативной практики в Школе йоги Дхирендры Брахмачари. Об этом Гуруджи говорил много и охотно. Например, пратьяхара подразумевает депривацию физических органов чувств и соответствующих им когнитивных психических функций (виденья, слушанья и т.д.), практика же работы с эмоциями решена длительным уходом от источника эмоциональной привязанности (горы и пещеры). Именно уход в горы, со слов Бал Мукунд Сингха, является необходимым условием серьезной практики йогина и дает приобретение сиддх. Возврат же к социальной жизни всегда сопряжен с утратой энергии и сиддх, а развитие социума в Кали югу сводит на нет даже практику в горах, потому что йогину все сложнее и сложнее уединиться. У самого Брахмачари дома, со слов Гуруджи, специально для медитативных практик была специальная комната-пещера, звуко- и светонепроницаемая.

Говоря об энергетической стороне практики, нужно вспомнить положения «Гхеранда Самхиты»: «Асаны дают силу», и именно это Бал Мукунд Сингх часто повторяет, объясняя эффект упражнений, указывая на различные части тела, которые прорабатываясь, наполняются ощущением силы, проявляющейся в здоровье органов, мышечной активности, выносливости и общем энергетическом тонусе.

«1.10.Составные элементы 7-частной садханы:
Шесть действий (Шат-карма) дают очищение.
Асаны дают силу.
Мудры дают стойкость.
1.11. Пратьяхара – покой.
Пранаяма даёт лёгкость.
Дхиана – восприимчивость своей Сущности.
Самадхи даёт неокрашиваемость (незапятнанность, “нирлиптата”), которая есть освобождение (Мокша)»
                                                                                                                                                                                                                                                                                                      «Гхеранда Самхита» 

 

Категории, описывающие энергетическую структуру человека, такие как Анумайя-коша,  Пранамайя-коша, Маномайя-коша, Виджнянамайя-коша, Анандамайя-коша и другие, со слов Бал Мукунд Сингха, практически не использовались Д. Брахмачарьей, кроме практики с чакрами и сукшама-телом или йога-телом, что можно соотнести с эфирным телом в европейской традиции или праническим в школе Шивананды. На вопрос о количестве энергетических тел у человека Бал Мукунд Сингх порекомендовал всем желающим почитать книгу Бангалорского специалиста Доктора Нагендры «Йога в здоровье и болезни», с мнением которого он полностью согласен.

Описание Нади, или энергетических каналов Гуруджи дает в полном соответствии с «Хатха йога прадипикой» Сватмарамы. Однако в приватных беседах, когда речь заходила о кундалини и ее поднятии или о практиках в горах (имеется в виду надисадхана), Бал Мукунд Сингх описывал специфичные энергетические эффекты, а именно энергетические (субстанциональные) перемещения тепловых и пространственных ощущений, ощущаемых как внутри тела (вдоль базовых Нади), так и вне его. Тонкая чувствительность физического тела, а соответственно и пранического в индийских школах йоги заявляется практически повсеместно, однако достижение такого чувствования считается уделом единиц и настоящих йогинов. Так, например, в Бихарской школе на овладение праной отводится несколько лет (около десяти).

Несомненно, Бал Мукунд Сингх - ярчайший представитель индийской йоги, практик с большой буквы, открытый для всех, кто хочет научиться.  И, несмотря на свои 60-т лет, каждого, кто приходит на его мастер-классы, он заражает своим примером, давая почувствовать сопричастность с традицией – нет, не с конкретной традицией Брахмачарьи, а с традицией йоги - духом йоги, самоотверженной практикой, которая пронизывает любые настоящие школы - от хатхов до бхактов и раджа йогов, подтверждающей слова другого, не менее известного мастера - «йога едина в духе».

С уважением и благодарностью,
Борис Пахоль.
Kiev, Ukraine, 15.11.2012

© МКП Йога Объединяет - 2012

© Алла Данильчук, перевод - 2012

 

СОВРЕМЕННАЯ ЙОГА:

ПАРТНЕРЫ:

Клуб путешественников

Украинская федерация танцев

Украинская Федерация Эротических Танцев

Украинская Федерация Современных Танцев

Прасу-йога (Киев)

Украинская Федерация Массажа

Школа Танцев ЭШТА

Всеукраинская Организация Здоровья

Клуб Доноров Крови

украинское казино на деньги

 

 

 

ЙОГА-РЕСУРСЫ :

yoga.net.ua
yogi.ua
yogi.com.ua
  
yogi.org.ua
yoga.sourex.com
prasuyoga.com.ua
prasu-yoga.com.ua

yogafederation.org
yogafederation.net

worldyoga.ru

yoga-world.ru

yoga-world.org

world-yoga.ru

yogaunites.net

yogatherapia.com